ул.Б.С. Петербургская д.39 (территория ТЦ"Волна")
тел. +7(8162) 604-608, 602-608

     

Телефон операторов интернет-магазина (8162) 602-607

История появления керамической плитки

          Одно из основных назначений облицовочных материалов – декоративная отделка жилища. А так как зачатки эстетических потребностей наглядно видны уже в быту первобытных людей, то нет ничего удивительного в том, что история облицовочных работ уходит своими корнями на многие тысячелетия назад.
          Археологические раскопки показывают, что уже в Древнем Египте необработанные стены были облицованы глазурованным кирпичом или плиткой, причем как изнутри, так и снаружи дома. Конечно же, облицовочные материалы не были доступны простым египтянам. Как и прочие блага жизни, они были атрибутом власти, а потому встречались только в окружении фараонов и древнеегипетских жрецов. Одним из наиболее известных образцов египетской облицовки того периода является фрагмент стеновой отделки дворца фараона Рамзеса Третьего. Глиняные плитки с изображением людей и животных были покрыты красивой бирюзовой глазурью.
          Потомки не только по достоинству оценили эстетические качества глиняной облицовки, но и так же заметили, что дома украшенные ею, дольше стоят и меньше разрушаются. В качестве облицовочных материалов долгое время использовались плоские плитки и прочие элементы из обожженной глины, не покрытые глазурью. Общее название таких изделий было «терракота» (от итальянского «terra cotta» - «жженая земля»).
          Терракоту знали уже этруски, одевавшие стены и колонны деревянных храмов обожженной глиняной плиткой, которая крепилась при помощи гвоздей. Позже терракотовая плитка была широко распространена в украшении античных домов, особенно Древнего Рима. В Лувре собрана целая коллекция античных терракотовых фризов.
          В Средние века пользовалась популярностью техника резной, а позже формованной терракоты. На глиняных заготовках сначала вручную, а, начиная с 13 века, при помощи набивных форм из твердых пород древесины вырезали орнаментальные украшения, благодаря которым средневековые здания превращались в настоящие жемчужные архитектуры.
          Примерно в это же время резные плитки из терракоты были в ходу и на Востоке. В руках восточных мастеров техника художественной резьбы достигла уровня искусства, о чем наглядно свидетельствуют среднеазиатские мавзолеи. Орнамент вырезался на подсушенных глиняных заготовках, которые в дальнейшем подвергались обжигу. Отдельные здания на Востоке украшались орнаментированными плитками практически полностью – от фундамента до крыши.
          В европейских странах производство и использование керамической плитки достигло наибольшего расцвета в 14-17 веках  - в эпоху Возрождения. В Италии получила широкое распространение техника формирования орнаментальной терракоты, что заметно удешевило плитку и прочие изделия из обожженной глины. Богатые итальянцы использовали для украшения своих палаццо и вилл как плоские плиты, так и пустотелые блоки, которые укладывались одновременно с кирпичной кладкой, глубоко заходя в нее. В 17 веке появилась керамика с вкраплениями цветного стекла и даже драгоценных камней.
          В 18 веке в Европе возникло промышленной производство керамической плитки. С этого момента в истории отделочных материалов из глин начался новый период – массовый. В середине 19 века в Германии в городе Метлах было налажено производство плитки, вошедшей в историю под названием «метлахской». Метлахская плитка была грубой, с неглазурованной лицевой поверхностью, одноцветной и или пестрой. Ее получали сухим способом с последующим обжигом до спекания. Долгое время метлахская плитка не имела конкурентов. Сегодня «метлахской» плиткой называют небольшую по размеру напольную плитку с коричневой или песочной глазурованной поверхностью.
          Россия в сфере использования отделочных материалов из керамики пошла своим путем. Традиционная терракотовая плитка имела серьезного конкурента на русской земле – изразцы, которые отличались от плоской плитки не только названием, но и строением. На обратной стороне изразца была так называемая «румпа» - открытая коробка, предназначенная для крепления изразца. Интересно, что хотя слово «изразец» происходит от древнерусского «образец» (от глагола «образить» - «украсить, обработать»), сам изразец пришел на Русь со стороны Польши и только в 16 веке. Это не помешало изразцу меньше чем за 2 столетия стать одной из наиболее характерных примет московского архитектурного стиля.
          До 17 века изразцами украшали только наружные стены дворцов и храмов. Лицевая сторона изразцов была покрыта либо непрозрачной эмалью, либо цветной прозрачной глазурью – поливой. В 17 веке изразцы переместились внутрь зданий. Для облицовки печей и в качестве декоративных вставок снаружи здания использовались неполивные изразцы с орнаментами и сюжетами, заключенными в рамку. Их еще называли «красными», что означало «красивыми». В середине 17 века красные изразцы стали вытеснять поливные «муравленые» изразцы, покрытые зеленой и коричневой глазурью. Однако уже во второй половине 17 века поливные изразцы претерпели существенное изменение. Благодаря искусству белорусских мастеров цветовая гамма изразцов пополнилась белым, бирюзово-зеленым, желтым и синим цветами. В сочетании с коричневой глазурью эти цвета образовали знаменитое пятицветие русских изразцов, прочно ассоциирующееся с именем печально известного патриарха Никона. По решению патриарха в 1656 г. под Москвой на реке Истра был возведен Ново-Иерусалимский монастырь – точная копия храма в Иерусалиме. Вместо цветного мрамора было решено украсить храм изразцами, и специально для этих целей была создана мастерская, в которой впервые были получены многоцветные изразцы. К сожалению, в 1941 году Ново-Иерусалимский монастырь был взорван фашистами.
          Ново-Иерусалимский монастырь был первым, но не единственным архитектурным ансамблем, целиком украшенным изразцами. Мастера, которые трудились в монастырской мастерской, использовали полихромные изразцы в оформлении еще нескольких московских храмов, среди которых церковь Успения на Таганке и церковь Григория Неокесарийского на Большой Полянке. По свидетельству современников войны 1812 года, на последнюю положил глаз сам Наполеон, сокрушавшийся о том, что не может увезти церковь с собой во Францию.
          В 18 веке изразцы использовали только для облицовки печей. Их уже не встретишь ни во внешнем декоре, ни во внутреннем убранстве зданий. Мастерская при Ново-Иерусалимском монастыре продолжало дело, заложенное мастерами середины предшествующего столетия, но его объемы были значительно скромнее. Высокий рельеф 17 века сменился низким и часто объединялся с росписью. Количество цветов полива сократилось до 2-3. К тому же мастерские по производству изразцов начали осваивать новый материал – керамическую плитку.
          Появление керамической плитки в России связано с деятельностью Петра Великого. Неравнодушный ко всему голландскому, Петр не смог пройти мимо монохромной голландской керамики. При Петре стало модным украшать печи и внутренние стены парадных залов дворцов плитками с синей или коричневой росписью по белому фону. Сначала это были плитки голландского происхождения, но очень быстро русские умельцы освоили производство керамических плиток. В 1709 году в Ново-Иерусалимский монастырь по приказу Петра Великого прибыли 2 плененных шведа – Я. Флегнер и Кристан – для организации производства керамических плиток. Позже Я. Флегнер работал на заводе Гребенщикова А.Г. – крупнейшего производителя расписной керамики. И хотя керамическая плитка пришлась русскому народу по вкусу, извечная тяга к многоцветию победила моду на все западное. Монохромные плитки а-ля Голландия к третьей четверти 18 века были полностью вытеснены керамической плиткой.
          Кстати, именно Петр Первый назвал изразцы на немецкий манер «кахлями» («кафлями») (так в Германии именовались глиняные плошки), от которых и произошло современной слово «кафель».

 


Сайт создан веб-студией "Веста".